DataLife Engine > Видатні люди > Почти всегда в моих просьбах Вахтанг Дмитриевич мне любезно отказы­вал.

Почти всегда в моих просьбах Вахтанг Дмитриевич мне любезно отказы­вал.


29 серпня 2013. Разместил: tra
Вопрос получения крупных, натурных экспонатов мог решить генеральный директор НПО "Энер­гия", который имел право распоря­жаться материальными ресурсами и основными фондами.
Генеральным директором НПО "Энергия" был Вахтанг Дмит­риевич Вачнадзе, Как истинный кавказец, он был энергичен, им­пульсивен, В силу занятости, к нему всегда сложно было попасть на прием, тем более что я, как пра­вило, был тоже очень ограничен во времени. Встречи всегда проходи­ли быстро и часто не в мою пользу.с©?
Почти всегда в моих просьбах Вахтанг Дмитриевич мне любезно отказы­вал.
Тогда я изменил тактику. Перед тем, как идти к нему с просьбой передать нам какое-либо изделие для музея, меня информировали, где оно находится. После этого всегда разговор был такой:
— Вахтанг Дмитриевич! Я прошу, передайте музею изделие, вот пись­мо.
Получал молниеносный ответ:
— Нет у нас уже этого изделия. Все раздал.

— Вахтанг Дмитриевич, изделие лежит во дворе 44 цеха, упакован­ное в деревянный ящик.
Он изумленно смотрел на меня, а после паузы произносил:
‘Откуда это Вам известно?". Я го­ворил: "Это моя тайна. Напишите резолюцию, чтобы отдали". Он с неохотой накладывал резолюцию на письме. О причинах его скаред­ности нам стало известно позднее.
Он был родом из Тбилиси. Оказа­лось, что в Тбилиси строилось зда­ние Дворца пионеров, в котором были предусмотрены помещения с тематикой освоения космоса. Вач­надзе заранее комплектовал экспо­наты, готовил их к отправке в Тби­лиси, и в этой деятельности мы явно были лишними. Но нам все равно удавалось его уговорить, убе­дить, а иногда и прибегнуть к хит­рости.
Помню случай, когда после моего посещения с письмом обко­ма партии с просьбой передать му­зею макет спускаемого аппарата корабля "Восток", на котором ле­тал Ю.А. Гагарин, он подписал 21 октября 1987 года распоряжение о передаче нашему музею полноразмерного макета спускаемого аппарата корабля "Восток" и парашютной укладки от спускаемого корабля "Союз- ТМ-3", в котором возвратился из космоса в 1987 г. советско-сирийский экипаж в составе космонавта-исследователя Сирийской арабской республи­ки Фариса Мухаммеда Ахмеда и советских космонавтов А.С. Викторенко {командир корабля) и А.П. Александрова.
Этот макет был подготовлен к отправке в марте 1988 года. А в это время Вачнадзе готовил к отправке самолет ИЛ-76 с экспонатами для Тби­лиси. Ему предложили маршрут полета через Житомир с посадкой для дозаправки самолета, чтобы одновременно завезти макет СА корабля "Вос­ток" к нам. Он согласился и утвердил этот маршрут.
Мне позвонил начальник ГОНТИ-4 С.А, Земляков и попросил догово­риться с командиром аэропорта Озерное, чтобы там приняли самолеты ИЛ-76 и АП-12, дозаправили их. Одновременно сообщил, что стоянка са­молета будет не более часа, надо, чтобы к моменту посадки на аэродроме были автокран и две большегрузные автомашины.

Я договорился с командиром воинской части в отношении посадки самолетов и поручил заведующему транспортным отделом горисполкома

I
С.И. Кутишенко обеспе­чить автокран,транспорт и лично организовать погрузку экспонатов в аэропорту и выгрузку в музее. Позвонил в Кали­нинград С.А. Землякову и сказал, что мы готовы к приему груза.
А. В. Палло и Ю.П. Руденекий в помещении павильона космической техники. Житомир, 1990 год.
Самолет призем­лился вовремя. Раскрыл­ся задний люк. Из само­лета спустился наш дав­ний и добрый друг, со­ратник С.П. Королева, лауреат Ленинской пре­мии, ведущий конструк­тор Арвид Владимирович Палло и с ним три чело­века.^^^^О^оздашш^кспозиі^ш^
Началась перегрузка из са­молета на автомашины контей­неров. По моей просьбе коман­дир аэропорта организовал для прибывших обед в воинской сто­ловой. Экипаж отказался поки­нуть самолет, сказав, что пере­кусит во время дозаправки, ко­мандир экипажа все время то­ропил с выгрузкой.
Прибывшие монтажники и
А.В. Палло, после загрузки пер­вых двух автомашин (остальные контейнера выгрузили прямо на взлетно-посадочную полосу)
ушли в столовую. Им предстояло на несколько дней остаться, чтобы рас­паковать и смонтировать экспона­ты, а самолеты ИЛ-76 и АН-12 уле­тели в Тбилиси,
(содержатся ар. і

Эти самолеты были собствен­ностью НПО "Энергия". Я тогда впервые поднялся на борт транспор­тного широкофюзеляжного самоле­та ИЛ-76. Командир сказал, что экипаж не может покинуть самолет, пока идет выгрузка. Он показал мне кабину пилотов и грузовой отсек, который произвел на меня сильное впечатление. Это летающий ангарсо своими грузоподъемными механизмами, лебедками и элементами креп лении груза.
После отлета самолетов загрузили оставшиеся ящики и контейнера на прибывшие машины и с ними приехали в музей. Всего выгружено из самолетов двенадцать контейнеров и ящиков с экспонатами.
Когда за ужином я стал расспрашивать Арвида Владимировича, что они привезли, он загадочно улыбнулся. Оказалось, что кроме официально отправленного в Житомир макета С.А. корабля 'Восток" с подставкой и парашютной системой, нам дополнительно выгрузили макет модернизиро­ванного орбитального отсека с подставкой, макет орбитальной связки ко­рабля 'Союз' в составе бытового отсека спускаемого аппарата, приборного и агрегатного отсека, а также для этой связки подставку и другие экспона­ты. Как им удалось это сделать?
Я пытался выяснить у Палло, как получилось "одарить" Житомир дополнительными экспонатами. Тот ответил с ухмылкой: "Ты же просил, вот мы и доставили". Ии в тот вечер, ни в последующие встречи он так и не рассказал мне об этом. Пытался что-то выяснить и Валентин Григорьевич Синичкин, но тоже безрезультатно.
Так у нас оказались эти бесценные сейчас модели кораблей.
А через год выяснилось, что А.В. Палло выгрузил в Житомире часть экспонатов, предназначавшихся для Тбилиси...
Под его руководством монтажники в течение недели собрали и смон­тировали завезенные макеты. Таким образом, связка корабля "Союз" стала центром экспозиции, на котором сразу акцентируется внимание посетите­лей музея. После монтажа доставленных самолетами экспонатов в зале сразу стало тесновато и непроизвольно созрело решение: надо строить вто­рую очередь.
Арвид Владимирович Палло - уникальный человек. Он много раз при­езжал в Житомир: и в командировку, и на отдых. Всегда с нами встречал­ся в Москве и Калининграде. С 1936 года Арвид Владимирович работал вместе с С.П. Королевым. Он был ведущим конструктором ракетоплана РП-318, истребителя БИ-1, космических орбитальных станций "Салют 1, 2 и 6", лауреат Ленинской премии.
В шестидесятые годы, когда в космос запускались корабли серии "Во­сток % которые при посадке, как правило, относило далеко от запланиро­ванного места приземления, Арвид Владимирович входил в состав поиско­вой и спасательной группы. Много интересного он рассказывал о героичес­ких буднях этой службы.